Автостоп — ехать или не рисковать?

путешествие автостопомВсякий, кто хоть раз пытался рассказать о своих путешествиях автостопом людям, от такого вида туризма далеким, слышал слова удивления, касающиеся двух фактов: «Неужели берут так, бесплатно?» и «Не страшно?» Первый вопрос оставим сейчас без комментариев и поговорим о том, почему не страшно.

О безопасности в автостопе пишут много, увы, большей частью одно и то же. В Интернете нет достоверной статистики неприятных ситуаций, связанных с таким способом передвижения. Трагические случаи в автостопе оказались еще более редки, чем в любом другом организованном виде туризма, а неприятные ситуации настигают автостопщиков в разы реже, чем любителей пляжного отдыха в южных краях.

Считается, что автостопом лучше ездить в паре, но в автостопе часто срабатывает принцип: чем хуже условия, в которых оказался путешественник, тем больше шансов, что водитель его заберет. Поэтому нередко добрый водитель посадит одинокого путника именно потому, что тот одинок. В целом одиночное автостопствование имеет определенные преимущества: в разы легче уехать, значительно проще найти ночлег. Поэтому вовсе не обязательно, вопреки расхожему мнению, ездить с напарником.

Автостоп

Большой палец вверх означает жест автостопа

Почему-то ни на одном из автостопных ресурсов нет информации о правильном ответе на предложение нежелательного попутчика (водителя) ехать вместе. Не так просто найти слова отказа человеку, который великодушно приглашает вас проследовать с ним. В моем арсенале есть несколько приемов отказа, которые очень простые. Первый вариант: сделать вид, что спрашиваете дорогу, но никуда не едете. Для пущей уверенности можете назвать в качестве пункта, к которому вы стремитесь, место, куда никак не может привести следование по направлению движения автомобиля. Второй способ еще проще: назвать направление движения, противоположное дороге. И цель своего пути лучше отослать подальше, чтобы у чрезмерно любезного водителя не возникло желание развернуться. Например, если «стопите» на трассе Киев — Москва в сторону Москвы, водителю нужно сказать: «На Киев».

Сев в машину, отправьте смс с ее госномером кому-то из близких или сделайте вид, что отправили. Эта методика должна обеспечивать путешественнику почти стопроцентную безопасность. Как бы там ни было, можно будет даже систематизировать и потом учредить призы самым добрым водителям по номерам их автомашин.

В машине при наличии угрозы безопасность в достаточной мере будет определять ваш ответ на вопрос: «Не страшно?» Задают его почти все водители, поэтому бояться самого вопроса причин нет. Вместо этого лучше изложить все причины, по которым вам нестрашно. Поочередно можно выложить все козыри. Ими может быть наличие оружия, навыка боевых единоборств, опыта действия в подобных ситуациях.

В критических ситуациях (которые возникают весьма редко) стоит потребовать остановить машину. Если это не помогло, то пригрозить выкрутить руль или выпрыгнуть из автомобиля. С точки зрения законодательства оба варианта являются вполне допустимыми, так как ваши действия в данном случае — ответ на угрозу вашей жизни, имуществу или достоинству. Самый важный момент: несколько раз предупредите о своем намерении. Будет очень странно, если при соблюдении всех обозначенных выше мер безопасности водитель не изменит свое решение причинить вам вред — по-видимому, он действительно мало адекватен. Если же водитель продолжает, ждите как можно более крутого поворота, на котором тот снизит скорость, выкручивайте руль или выпрыгивайте. Не стоит бояться, что водитель вернется за вами: теперь вы на трассе, от которой, как известно всем автостопщикам, можно получить все. Если вам продолжает угрожать опасность, просто встаньте на полосу перед далеко идущей машиной и размахивайте руками — вам помогут.

Драка на дороге

Если чувствуете угрозу жизни и здоровью — не геройствуйте, а бегите!

Выкручивание руля и прыжок — радикальные меры, которые следует применять уже после того, как не помогло ни что другое. В качестве этого другого может сработать удостоверение сотрудника силовых структур или журналиста (последнее особенно распространено в силу легкости получения). В частности, одному из путешественников пресс-карта помогла защититься от грабежа тремя дагестанцами, которые даже вернули его затем на основную трассу, с которой свернули.

Сегодня стали популярны спутниковые навигаторы для автомобилей, которые можно поместить в рюкзаки путешественников. С помощью навигатора ваши близкие с ещё большей точностью смогут узнать, где вы.

Если путешествуете зимой или в погодных условиях русской зимы, следует соблюдать дополнительные правила безопасности. На заледеневшую дорогу вставать на обочине нужно на метр дальше от асфальта. Если водитель не довозит до места, где намечен ваш ночлег, просите высадить вас у любого места обитания людей: заправка, придорожное кафе или деревня. В случае непредвиденного простоя вам не дадут замерзнуть.

Какие же еще опасности подстерегают автостопщиков? Автомобильные аварии — чаще всего встречающиеся, но редко упоминаемые в средствах массовой информации. Действительно, водители бывают разные, и от случайностей никто не застрахован. Полностью от аварий защититься, конечно, невозможно. В этом отношении автостопщики рискуют примерно так же, как и все водители. Необходимо пристегиваться ремнем безопасности даже в тех случаях, когда водитель уговаривает это не делать (в Азии это частенько бывает, а развитых странах приучают к безопасности штрафами).

Не надо ехать с пьяным водителем. Помню, как-то в Австралии трасса была до такой степени пустынной, что приходилось ехать буквально на всем, что. движется. Хотя и тогда я бы не поехал с пьяным водителем. И вот попал в автобус, в котором шофер был более или менее трезвым, зато его напарник всю дорогу пил пиво, как воду, постепенно пьянея. И в пути они поменялись местами. Конечно, надо было сразу выходить. Но я пропустил момент. Потом мне повезло, что между двумя хорошо набравшимися водителями началась драка. Только тут я понял, что приключений достаточно, и ретировался. Уж лучше пешком пойти.

Когда очень хочется ехать, часто возникает желание пренебречь разумными представлениями об опасности транспорта. В европейских странах и водители более ответственные, и полиция жестко следит за соблюдением правил, беспокоясь о безопасности пассажиров. Но в Азии — кто на что горазд. Там перевозят людей в отрытом кузове (в Европе и Австралии за это берут большой штраф и с пассажиров, и с водителя), на штабелях ящиков, тюках одежды или вообще без кузова — на платформе или на подножке трактора. Это тоже одна из опасностей автостопа. И риск, связанный с таким нестандартным способом перемещения, нужно осознавать.

Перевозка людей

Смертельно опасная перевозка людей на крыше распространена в азиатских странах

Одна из наиболее привлекательных особенностей автостопа — возможность познакомиться с огромным числом людей. В обычной жизни мы ограничены узким кругом коллег, друзей, родственников и знакомых. И все, как правило, из одного социального слоя. В дороге же встречаешь людей из разных социальных групп, из разных стран. Попадаются иной раз и не совсем адекватные люди. Иногда их можно опознать уже с первого взгляда. Достаточно в этом случае просто не садиться в машину. Если же неадекватность проявляется во время совместной поездки, то вам самим нужно быть «максимально адекватным» — не «раскручивать» человека, не пытаться нападать на него или бежать, а постараться установить минимальный контакт. И, конечно, не стоит раньше времени применять силу и прибегать к угрозам.

Не следует брать с собой оружие. В критической ситуации им не удастся воспользоваться, но в пути сам будешь вести себя неадекватно. Один мой знакомый рассказывал, как однажды поехал по России с пистолетом (у него есть разрешение на ношение оружия). Сошел с полпути — страху натерпелся, два раза стрелял и все время был на нервах. Он продолжает путешествовать автостопом, но оружие с собой уже никогда не берет. Личное обаяние, оптимизм, открытость, умение устанавливать контакт — главное психологическое оружие, которым должен владеть автостопщик. Только таким «оружием» и можно победить собственные страхи.

С ними нужно бороться. Но и расслабляться не стоит. Как показывает практика, водителю обычно глупостями заниматься некогда — все внимание дороге. Да и руки заняты — за руль держаться приходиться. Значительно больше проблем можно ждать, если вы садитесь в машину, в которой находится не только водитель. От этих «дополнительных» людей можно ждать чего угодно. Однажды такой попутчик в Турции стал приставать к женщине. В другой раз — попутчик достал пистолет и пальнул в воздух, почему-то возмущаясь тем, что нас с напарником везли бесплатно.

В среде профессиональных автостопщиков не приветствуется стремление девушек ездить автостопом в одиночку. Это как-то не по-спортивному. Во время соревнований по автостопу никогда не выпускают на трассу девушек в одиночку. Тут дело в разумной осторожности, а не в мужском шовинизме. Женщинам все же значительно разумнее путешествовать в смешанной паре. И веселее, и безопаснее. И, конечно, нужно еще внимательнее относиться к своему внешнему виду. Юбки, платья и короткие шорты с собой брать можно, но наряжаться в них на трассе не стоит. Помню, как-то в газете читал про европейскую девушку, которая путешествовала по Турции автостопом в одиночку, в подвенечном платье. Внимание она к себе, разумеется, привлекала. Но ее путешествие закончилось трагически. Ведь задача в том, чтобы привлечь «правильное» внимание водителей. Поэтому спортивно-туристская одежда просто необходима, она полезна в дороге для мужчин и для женщин. Так и сам себя, и окружающих настраиваешь на правильный лад.

Автостоп

Одиноких девушек профессиональные автстопщики не жалуют

Когда мы рассуждаем о том, что женщинам просто необходимо ездить с попутчиками, то не стоит забывать о том, что и сами попутчики могут оказаться неадекватными. Сейчас часто их ищут через Интернет и отправляются в дорогу с практически незнакомыми людьми. Иногда попутчики образуются уже в пути. Как правило, с ними веселее. Но и среди них бывают разные люди. Самый яркий пример из моей практики — парень, с которым случайно познакомился на трассе в Чили. Когда стемнело, а мы были на пустынной трассе посреди пустыни, выяснилось, что мой «коллега» возвращается домой из психиатрической клиники, где его долго лечили от навязчивого желания убить белого человека. К счастью для меня, вылечили. Это, конечно, исключительный случай. Но, как показывает практика, лучше ехать совсем без попутчика, чем с неподходящим спутником.

Опасности подстерегают не только на трассе. Зачастую на ночь глядя оказываешься в неподходящем месте. В городах Латинской Америке преступность выше, чем в России. Но и там одни районы опаснее других. Конечно, попадая в город первый раз, никогда не знаешь, куда стоит заходить, а куда нет. Рассчитывать можно только на собственные инстинкты. О том, что заходишь в какой-то совсем криминальный район, как правило, понимаешь на уровне ощущений. Как будто идешь через все более и более уплотняющуюся субстанцию. Взгляды всех встречающихся на пути за тебя «цепляются» и тянутся шлейфом, как резиновые нити. Иногда добрые люди подходят и предупреждают: «Вам не стоит здесь находиться, у нас небезопасно» (даже в самых бандитских районах 90% людей — не преступники, а вполне законопослушные люди). К таким предупреждениям стоит прислушиваться.

Но бывает, что заходишь в «неправильный» район слишком далеко. Возвращаться опаснее, чем попытаться выйти с другого конца. В этом случае хороший способ — запрыгнуть в городской автобус (однажды в Буэнос-Айресе так и пришлось сделать). Или не выставлять напоказ видеотехнику, никого не спрашивать на улице и попытаться сойти за местного. Один мой знакомый, когда путешествовал автостопом по Чечне, несколько раз попадал в заложники, но только после того, как на улице спрашивал дорогу; пока ничего не спрашивал, никто к нему не приставал). Самому как-то пришлось полночи идти через черное гетто в Новом Орлеане, делая вид, что просто люблю гулять.

Конечно, неправильно ходить ночью в одиночку. Но от нападений иное тоже не гарантирует. Например, в Гватемала-сити на нас троих напали в самый разгар дня на оживленном месте. Как вести себя в случае нападения? Однозначного ответа на это нет: уж очень много разных ситуаций. Но в любом случае важно понять, что ничего лично против вас грабители не имеют. Интерес у них чисто экономический. Поэтому не нужно брать с собой ценные вещи, стать человеком, который ни к каким вещам не привязан. И действовать по обстановке.

Автостоп, как и любой вид туризма, занятие увлекательное, но не самое безопасное. Нужно относиться к нему, как к альпинизму или сплаву по горным рекам. Не паниковать, не бояться, но ставить себе разумные по сложности цели. Автостоп — это позитив, требующий позитивного мышления, и правила безопасности пишутся в нем для полного спокойствия и комфорта в пути. Автостоп убил меньше людей, чем иной туризм, а неприятных ситуаций дал меньше, чем отдых по путевке на юге. Пусть трасса греет и защищает вас!

Джереми Мари

Джереми Мари — француз, который объехал автостопом весь мир

Автостоп — ехать или не рисковать?
5 (100%) 1 vote